Поздравь Круто!

ieventor@yandex.ruskype Skype: ieventor
 smartphone 8 495 715 22 34,+7 966 097 38 98viberwhatsUpp

 

Геймификация - эффективный инструмент нематериальной мотивации персонала

Геймификация - термин, который пришел к нам в начале 2000-х, но настоящую популярность обрел только через 10 лет. В корпоративном мире начинают понимать, что традиционные методы мотивации - "кнут и пряник" (премии, повышение зарплат, вознаграждения в виде путевок, поездок, подарков против лишения премии, понижения должности и увольнения) - работают далеко не всегда. Сотрудники устают, хорошие специалисты, уверенные в своем профессионализме, не боятся быть уволенными. Личная заинтересованность в результатах проекта и успехе компании при материальной мотивации не возникает у большей части работников.

Как заинтересовать сотрудников? Как сделать так, чтобы они стремились к каким-то результатам и не просто хорошо выполняли свою работу, а делали ее все лучше и лучше?

За рубежом предложили новый подход к мотивации - геймификацию.

Что такое геймификация?

Геймификация - это не корпоративные игры, не инструмент тимбилдинга в классическом понимании этого явления, не теория игр. По сути, это комплекс методов мотивировать сотрудников через игровые элементы, фактически без материальной компенсации.

Геймер, увлеченный онлайн-играми, часами сидит перед монитором, "прокачивая" персонажа. Некоторые игроки тратят реальные деньги на виртуальное оружие или возможность продолжить игру. Они не получают никакой материальной отдачи. Геймеру интересно играть, и он способен на любые "подвиги", чтобы достичь результата и одержать победу.

Ключевое слово в геймификации - вовлеченность. Игра вовлекает. Она интересна участникам. Участники могут тратить больше времени и усилий на то, чтобы "прокачать" себя как персонажа онлайн-игры и/или получить призовое место в конце. При этом антураж игры может быть любым. В корпоративным мире "игроки" не надевают "маски" и не участвуют в фэнтезийных квестах.

Элементы игры в геймификации

Корпоративная "игра" - система мотивации, созданная методами геймификации, - не похожа на игру обычную. Схожа только сама механика, ее ключевые элементы и алгоритм. К таким элементам относят:

  • Игровую задачу. Она вызывает интерес, позволяет будущим участникам включиться в процесс. Решение задачи (достижение результата) вызывает чувство радости, гордости за себя и команду (если речь идет о командной игре).
  • Победу в игре. Даже если победитель не получает материального поощрения, он доволен собой, радуется, чувствует превосходство над другими участниками.
  • Команду. В рамках геймификации сотрудники могут играть только за себя или за команду. Во втором случае игра выступает как мощный инструмент тимбилдинга.
  • Сюрпризы и коллекции. Сюрприз на одном из этапов игры мотивируют игроков. Они понимают, что могут получить бонус, даже если не выиграют. Возможность собирать коллекции (например, из наград) привлекает "собирателей", вызывает интерес.

В рамках геймификации все сотрудники становятся "геймерами": постепенно вовлекаясь в игру, они проявляют все больше интереса к рабочему (или учебному) процессу, тратят больше времени и усилий на достижение результатов.

Примеры геймификации

Провести мероприятие или построить рабочий процесс с элементами геймификации не так просто, но вполне реально. В "Биг Джек" занимаются организацией деловых мероприятий, в том числе, обучающих. Поэтому мы можем предложить свой пример:

Деловая игра "Скрамбилдинг"

Перед нами стояла цель - обучить сотрудников работе по технологии SCRUM и рассказать об основных принципах Agile. Мы решили отказаться от скучной теории, которая могла только запутать посетителей, и сразу перешли к практике: устроили игру. Мы разделили игроков на две команды, поставили перед ними цель - построить город из деталей Lego. А еще определили Заказчика - "мэра", который в конце каждого спринта менял условия проекта. У игроков были ограниченные запасы времени и деталей. Им приходилось менять что-то в уже построенных зданиях и корректировать план в ходе игры. В результате город был построен, победители - выявлены, а сами принципы работы - испытаны на практике.

Геймификация в рабочем процессе

Еще один пример - из сферы IT. Компания держит штат тестировщиков ПО, но те работают вяло: искать ошибки в коде сложно и скучно. Тогда вводятся элементы игры: за каждую ошибку тестировщик получает балл. В конце баллы можно обменять на денежные призы, а победитель получает хорошую премию.

Почему геймификация не работает?

Геймификация - не панацея от неправильного менеджмента и ошибок при подборе кадров. Лучше всего она работает среди сотрудников до 40 лет: тех, кто посещал квесты, играл в компьютерные игры, знаком с некоторыми элементами деловых игр.

Проблемы при геймификации могут быть и из-за:

  • не до конца продуманного алгоритма, отсутствия четкой цели, промежуточных задач;
  • неправильного ведения игры (личность ведущего - это очень важно);
  • отсутствия строгих правил или их несоблюдение.

С помощью геймификации можно мотивировать участников мероприятия или сотрудников компании, вовлечь их в учебный или рабочий процесс.